Туристско-информационный центр г. Йошкар-Олы
Туристско-информационный центр г. Йошкар-Олы
Овда — в марийском фольклоре предстает персонажем, обладающим колдовскими способностями.
Автор скульптуры:
Смородинов Дмитрий Владиславович
(Республика Марий Эл, Куженерский район, д. Саламатнур).
В мифологической традиции существует несколько трактовок данного образа. Чаще всего Овда фигурирует в фольклорных текстах как народ, обитающий в лесах и оврагах. Внешне для Овды характерны длинные лохматые волосы, вывернутые назад ступни, гипертрофированная грудь. Распространены сюжеты о любви Овды к лошадям (ночные катания, расчёсывания гривы, плетение из них кос), а также похищении Овдой лошадей, щекотании этих животных до взмыленного состояния и т.д. Выделяются основные сюжетные линии, связанные с данным персонажем: Овды жили в лесах, в оврагах, в пещерах у конкретных населенных пунктов; по ночам катались на лошадях, преимущественно белой масти; приходили к лошадям и расчесывали им гривы, плели косы и т.д.; имели различные социально-бытовые отношения с людьми: обращались к ним за помощью, во время своих свадеб просили арендовать дом, помочь с подготовкой угощений – блинов, кваса и пива, не мешать проведению торжества, истопить баню и позволить там помыться и т.д.); проклинали деревни за то, что жители наказывали их (били отдельно; били всей деревней) за катание на лошадях (Овду ловили, предварительно смазав круп животного дегтем), выгоняли их с исконных мест проживания; уходя, высыпали из своей обуви землю – в тех местах, где раньше жила Овда, остались холмы.
Довольно широко распространены сюжетные линии свадьбы Овды (Овда сÿян) – основной момент связан с тем, что шумная свадьба играет ночью. Со слов информантов, Овды летят по небу и громко, шумно поют. Слов разобрать невозможно, слышится лишь
монотонное «и-у, и-у» и т.п.
Помимо персонажа Овда в устной прозе встречается образ Кайык Овда (в дословном переводе – Птица Овда). Объективным объяснением существования этого персонажа является сова, реже – филин, которые являются предвестниками несчастья, реже – смерти. В то же время в некоторых районах республики, по словам информантов, она имела образ бестелесного духа, живущего в заброшенных священных рощах (кÿсото) или «людей в белом, с дырами под руками, прилетающими на летнее празднество Сÿрем». Они просили членов семьи накрыть им во дворе стол различными угощениями, но запрещали подсматривать. После оставляли хозяевам деньги и в будущем та семья, которая их принимала и помогала им, жила богато.
Туристско-информационный центр г. Йошкар-Олы